Учёт основных средств в 1C:ERP

10 мая 2023

Для включения возможности ведения учета «Внеоборотных активов» (в том числе учета основных средств) в прикладном решении«1С:ERP Управление предприятием 2.5» необходимо сделать соответствующие настройки. В разделе «НСИ и администрирование» - «Настройка НСИ и разделов» - «Внеоборотные активы» установить признак «Используется» учет внеоборотных активов.



Покупка основных средств

Одним из способов поступления основных средств на предприятие является их покупка. В программе 1С ERP факт приобретения объекта ОС у поставщика можно отразить двумя способами.


В едином плане счетов, применяемом в решении 1С ERP у счета 08.04 «Приобретение объектов основных средств» есть два субсчета:

08.04.1 «Компоненты основных средств»

08.04.2 «Подготовка к вводу в эксплуатацию»

Данные субсчета имеют разный аналитический состав, что и определяет наличие двух способов оформления поступления ОС в программе.


Способ 1 . С применением счета 08.04.1

Данный способ уместен в случаях, когда основное средство или его части нужно классифицировать через справочник 1С «Номенклатура» в целях учета и хранения. Предварительно нужно создать соответствующие элементы в вышеуказанном справочнике и предусмотреть для них отдельную группу финансового учета (ГФУ) на счете 08.04.1 



При таком способе поступления ОС (или его компонентов) оформляется документ «Приобретение товаров и услуг», с выбором соответствующей номенклатуры в табличную часть документа.

Пример: ООО «Мебель-Комплект» закупает у поставщика «Вега-транс» 21.01.2022г сварочный аппарат в количестве 1 шт. по цене 100 000 руб с НДС. Сварочный аппарат поступает на «Склад материалов» и будет храниться там до его передачи в эксплуатацию. В регламентированном учете данная операция отражается проводкой Д 08.04.1 К 60.01


Перед вводом  объекта ОС в эксплуатацию необходимо списать его со склада и сформировать первоначальную стоимость, для этого предназначен документ «Внутреннее потребление товаров» с видом операции «Списание на расходы/активы».


В документе указывают «Подразделение затрат», «Статью расходов» и будущий «Объект эксплуатации» по которому формируется стоимость. Этот объект создается в справочнике «Основные средства/Объекты эксплуатации». На данном этапе заполнение реквизитов ОС и параметров его учета необязательно, они указываются в документах принятия к учету ОС.


Необходимо правильно настроить «Статью расхода» в классификаторе статей. Для статьи расходов возникающих при приобретении основных средств указываем, что данная статья используется «При формировании оборотных активов» и «Относятся на стоимость внеоборотного актива». «Тип аналитики расходов» - «Основные средства».


На вкладке «Бухгалтерский учет и налоги»  настраиваются счета учета затрат (ГФУ) отдельно для управленческого, бухгалтерского и налогового учета.



Способ 2. Без применения счета 08.04.1

Если в компании не требуется хранить и классифицировать основное средство через справочник «Номенклатура», его стоимость можно сразу отнести на счет учета затрат по приобретению ОС. Оформляется такая операция документом «Приобретение услуг и прочих активов». В табличную часть этого документа приходуемый объект не выбирается из справочника «Номенклатура», а описывается текстом содержание  полученной услуги или актив.

Для каждого будущего объекта эксплуатации (услуги, связанной с его приобретением) в табличной части документа создается отдельная строка, с обязательным указанием «Подразделения затрат», «Статьи расходов» и «Объекта эксплуатации» из соответствующих справочников.

Пример: ООО «Мебель-комплект» покупает у поставщика ООО «Ассоль» 23.01.2022 сварочный аппарат в количестве 1 шт по цене 100 тыс.руб. Стоимость доставки до склада покупателя 5 тыс.руб. У предприятия нет необходимости оприходования данного ТМЦ на склад. Расходы на приобретение сразу формируют стоимость объекта ОС. В регламентированном учете данная операция отражается Д 08.04.2 К 60.01



Принятие к учету основных средств

После того как основное средство оприходовано, а затраты по нему собраны на счете 08.04.2 необходимо произвести принятие к учету ОС.

Данная операция осуществляется вводом документа «Принятие к учету ОС» из одноименного рабочего места.


Пример: ООО «Мебель-комплект» принимает к учету ранее приобретенное сварочное оборудование  со следующими параметрами:
  • «Сварочный аппарат №1»
  • Дата принятия к учету – 01.02.2022
  • Подразделение – Цех сборо-сварки
  • МОЛ – Смирнов О.И.
  • Принимается к учету во всех видах учета
  • Группа ОС – Машины и оборудование (кроме офисного)
  • Амортизационная группа – Четвертая группа
  • Ликвидационная стоимость 10 000,00 руб.
  • В бухгалтерском, управленческом  и налоговом учете амортизация начисляется одинаково и списывается на общепроизводственные расходы
  • Срок полезного использования – 60 мес.
  • Метод начисления амортизации – Линейный
  • Амортизационную премию в размере 30% включать в состав расходов в налоговом учете

Заполняем документ «Принятие к учету ОС».  На вкладке «Основные средства» первоначальная стоимость ОС формируется автоматически по затратам собранным по дебету счета 08.04.2 , указываем вручную ликвидационную стоимость. Предварительно в карточке ОС заполняем его инвентарный номер.


На вкладке «Параметры учета», кроме порядка начисления амортизации, указывается принадлежность ОС к группе финансового учета, в которой определено, на каких счетах  регламентированного учета отражаются  принимаемые объекты ОС, амортизация по ним и выбытие.


 

На закладке «Отражение расходов» указываются статьи расходов для отражения начисленной амортизации отдельно в БУ, НУ и управленческом учете. В статье расходов важно правильно квалифицировать расходы и настроить порядок их отнесения и распределения,  а так же настроить и указать группу финансового учета.



После того как документ «Принятие к учету ОС» будет проведен, в рабочем месте «Приятие к учету ОС» статус объекта обновится на «Принят к учету». Аналогичные изменения можно увидеть в справочнике «Основные средства». В карточку ОС запишутся сведения о нем.

    


Начисление амортизации ОС

Порядок расчета и дата, с которой будет производиться начисление амортизации в финансовом и бухгалтерском учете определяются учетной политикой организации.



В рассматриваемом примере амортизация начёт исчисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия ОС к учету, т.е. с 1 марта 2022г.

Во время процедуры закрытия месяца автоматически создаются регламентные документы по начислению амортизации.



Документ «Амортизация ОС» формирует следующие проводки в регламентированном учете по начислению амортизации и амортизационной премии в БУ и НУ



Выбытие основных средств

Одним из способов выбытия основных средств является их продажа. Оформление реализации объектов основных средств происходит в 2 этапа.

На первом этапе формируется остаточная стоимость объекта на специальном счете плана счетов 01.09 «Выбытие основных средств», для этого оформляется документ «Подготовка к передаче ОС»

Пример: ООО «Мебель-комплект» продает приобретенное ранее сварочное оборудование  «Сварочный аппарат №1» организации ООО «Дальстрой» по цене 150 000,00 руб с НДС. Дата продажи и перехода права собственности 15.04.2022


Обратите внимание на реквизит документа «Подготовка к передаче ОС» на вкладке «Основное», он может иметь несколько значений на выбор: «Всех видах учета», «Управленческом учете», «БУ и НУ», «БУ», «НУ», «Управленческом и БУ», «Управленческом и НУ». Для каждого вида учета можно оформить свой документ «Подготовка к передаче ОС» с разными датами, это необходимо в некоторых случаях для соблюдения ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» для учета долгосрочных активов к продаже.

На втором этапе, при условии, что документ «Подготовка к передаче ОС» отражен во всех видах учета, на его основании формируется документ «Реализация услуг и прочих активов».


Вкладка «Выручка (доходы)» заполнится автоматически из документа «Подготовка к передаче ОС», в том числе предопределенной статьей дохода «Реализация ОС» и аналитикой по ней.

На вкладке «Внеоборотные активы» нужно заполнить статью расходов и аналитику. Предварительно создадим статью для отражения расходов возникающих при выбытии ОС.



На эту статью, кроме стоимости основного средства, так же относят сопутствующие расходы по его демонтажу, транспортировке до покупателя и иные аналогичные расходы. Эти расходы отражаются документом «Отражение прочих доходов и расходов». При закрытии месяца в документе «Реализация услуг и прочих активов» возникает дополнительная проводка по закрытию расходов от выбытия ОС на указанную статью расходов. И формируются окончательные проводки по финансовому результату от выбытия.


Счет 01.09 закрывается.


В программе есть предопределенная статья расхода «Расходы, связанные со списанием ОС» с. Данную статью не следует изменять и использовать в документе «Реализация услуг и прочих активов» при продаже ОС, она создана для формирования проводок по документу «Подготовка к передаче ОС».







Подписаться на рассылку: Новости Софт-портал




Вернуться к списку