Одним из важнейших условий для организации эффективной работы предприятия и снижения издержек является планирование. В этой статье мы кратко рассмотрим механизм планирования продаж в "1С:ERP Управление предприятием 2".
Политика планирования продаж предприятия, выпускающего серийную продукцию, ориентируется на достигнутый объем производства. Сначала продукция производится, затем, исходя из произведённых объемов, планируются продажи. Мелкосерийное и позаказное производство ориентируется на план продаж.
У планов продаж есть определенные параметры детализации. Такими переменными могут быть «клиент (контрагент)» или «менеджер». Каждый менеджер может создавать планы продаж по своим клиентам. Общий план может получаться путем суммирования или замещения совпадающих позиций (в зависимости от настроек).
Функционал планирования продаж в 1С:ERP становится доступным после установки галочки «Планы продаж» в разделе «Бюджетирование и планирование» меню «НСИ и Администрирование». Здесь также можно включить планы продаж, укрупненные по категориям номенклатуры.
Планы продаж в 1С:ERP могут быть двух видов: по номенклатуре и по категориям. Номенклатурный тип самый простой – планы строятся под необходимые номенклатурные позиции, которые присутствуют в системе. Но иногда номенклатура с течением времени может меняться, например для одежды постоянно выходят новые коллекции, постоянно корректировать план под новые значения номенклатур будет очень трудоемко. Поэтому для мелких часто меняющихся товаров используется планирование по товарным категориям.
В разделе «Бюджетирование и планирование» имеются настройки сценариев товарного планирования с различной периодичностью. Ещё одна возможность — настройка сборки суммирующих планов. Для небольших отделов продаж обычно используют способ замещения, чтобы исключить повторное планирование одной и той же номенклатуры. Суммирующий способ планирования применяют в том случае, когда в отделе продаж несколько менеджеров, и у каждого - свой план.
Расчет плановых показателей можно производить по формулам. Формулы для расчёта количества товаров используют операнды и операторы. Под операндами понимаются некоторые исходные данные, например, факт продаж, свободный остаток, факт производства и т.д. А в качестве операторов используются действия сложения, умножения, деления, процентов и т. д. Также для формулы можно указать отбор по менеджеру, по подразделению.
В версии 2.5 появился помощник настроек планирования продаж, с его помощью процесс значительно облегчился.
Для создания плана продаж нужно выбрать сценарий и вид плана. Для заполнения плана можно использовать текущий период, предыдущий, аналогичный период предыдущего года, либо можно указать смещение периода. Затем происходит автоматическое формирование плана продаж. При этом программа ориентируется на продажи прошлых периодов, исходя из данных, имеющихся в базе.
Альтернативной формой заполнения плана может быть заполнение не по формуле, а по источнику. Источниками могут являться заказы клиентов, предыдущие планы продаж и т. д.
Для отслеживания выполнения плана продаж в системе имеется специальный отчет, который показывает факт выполнения плана на конкретную дату.
Стоит упомянуть здесь ещё и бюджетирование. Оно очень тесно связано с планированием. Если в настройках установлен признак использования бюджетирования, то в сценарии появляется новая вкладка с дополнительными настройками. Для бюджетирования также можно указать сценарий.
Условно есть две схемы бюджетирования: «Сверху вниз», при которой планы строятся на бюджете, и альтернативная схема «Снизу вверх» – это схема, при которой сначала создаются планы, а на их основании будет строиться бюджет.
Как мы видим, 1С:ERP обладает достаточно гибким функционалом для настройки формирования плана продаж. Можно делать план на разные периоды по дням, месяцам, настраивать источники и формулы, высчитывать не только количество, но и сумму продаж, формировать планы в различных разрезах – предприятия, отдела, подразделения, менеджера.
Поэтому автоматизация планирования начинается не с настройки программы, а с бумаги, на которой надо прежде всего четко нарисовать схему планирования на вашем предприятии, в том числе на основе действующих регламентов и инструкций. Если вам понадобится помощь специалистов, то вы можете смело обращаться к нам за планированием и автоматизацией планирования.
Более подробно как формируются планы продаж в 1С:ERP можно посмотреть в нашем видеоролике прошедшего вебинара.