На производственных предприятиях используется различное промышленное оборудование: станки, конвейеры, насосы, печи и другие установки. Для поддержания работоспособности оборудования необходимо проводить ремонтные мероприятия – от текущего технического обслуживания (смазка, замена расходных материалов, калибровка и т. д.) до капитального ремонта с полной заменой основных узлов оборудования.
Все понимают, что правильное планирование и учет ремонтов не только сокращают затраты, но и увеличивают доходы предприятия:
- Планирование и своевременное выполнение ремонтов существенно снижает количество аварий и простои оборудования;
- Учёт наработки позволяет не превышать нормативные параметры работы техники;
- Учёт запчастей обеспечивает их необходимое постоянное наличие для проведения ремонтных работы и, как следствие, сокращение времени проведения ремонта.
Как же построить качественное управление ремонтной деятельностью оборудования?
Техническое обслуживание и ремонты в 1С:ERP
В программе «1С:ERP. Управление предприятием» присутствует обширный блок для ведения ремонтной деятельности. Возможности системы реализуются следующими объектами конфигурации (справочниками, документами и отчетами):
1) Объекты эксплуатации – справочник для ведения перечня оборудования (в т. ч. основных средств), с возможностью построения иерархии узлов объектов.
В карточке объекта указывается множество необходимых для учёта данных:
- Инвентарный номер;
- Паспортные характеристики (изготовитель, модель, заводской номер, дата выпуска, и пр.);
- Эксплуатирующее объект подразделение;
- Ремонтное подразделение;
- Группа основных средств (в т. ч. в международном учёте);
- и прочее.
Также одним из ключевых реквизитов объекта эксплуатации является «Класс эксплуатации». С помощью классов задаются такие параметры как:
- Ремонтный цикл – когда и какой ремонт необходимо выполнять (обслуживание, капитальный и т. д.);
- Показатели наработки – параметры оборудования, которые необходимо периодически фиксировать в процессе эксплуатации (например, часы работы, пробег);
- Контроль реквизитов – перечень тех полей объектов эксплуатации, которые обязательно заполнять в целях качественного учёта (например, запретить сохранение объекта с пустым заводским номером).
2) Виды ремонтов – справочник для учёта видов ремонтов.
В данном справочнике настраиваются:
- Перечень материалов и работ, которые необходимо использовать при выполнении ремонта;
- Трудозатраты на проведение ремонта в разрезе видов работ (например, «Покраска 2 ч.» или «Сварка, 1 ч.»);
- Длительность проведения ремонта с точностью до минут, часов или дней;
- Связь вида ремонта с Классом объекта. Таким образом под каждый класс оборудования можно настроить разные параметры ремонта одного и того же общего вида (т. е. капитальный ремонт отдельно для фрезерных станков, отдельно для двигателей легковых автомобилей, и т. д.).
3) Наработка объектов эксплуатации – документ для фиксации показателей наработки оборудования или его узлов.
4) Регистрация дефекта – документ для фиксации выявленных случаев нарушения работоспособности объектов эксплуатации и их узлов.
На основании данного документа при необходимости можно сформировать «Заказ на ремонт».
5) Заказ на ремонт – один из основных документов процесса управления ремонтами, в котором отражаются:
- Какой объект необходимо ремонтировать;
- Вид ремонтных работ;
- Способ отражения работ в зарплате персонала;
- Требуемые материалы;
- Трудозатраты ремонтных бригад;
- Время остановки рабочих центров для проведения ремонта (при необходимости);
- Статус заказа (создан, к выполнению, выполняется, закрыт).
Формирование заказов на ремонт облегчает штатная форма «Планирование ремонтных работ», с помощью которой можно массово создать документы в программе в зависимости от классов объектов эксплуатации, ремонтирующего или эксплуатируемого подразделения, вида ремонтных работ и т. д.
И, наконец, в подсистеме управления ремонтами можно сформировать различную отчётность, например «Ход ремонтных мероприятий».
Итоги
Программа «1С:ERP. Управление предприятием» позволяет реализовать полноценное управление учёт ремонтной деятельностью. Дополнительным достоинством системы является связь ремонтов с другими подсистемами программы в единой базе: отражение движений материалов, требуемых для проведения ремонта оборудования; учёт работ в зарплате персонала; формирование необходимых бухгалтерских проводок.
Будем рады проконсультировать Вас по всем интересующим вопросам по подсистеме ремонтов в частности, и по программе «1С:ERP. Управление предприятием» в целом!