Выбор ИТ-подрядчика для автоматизации биллинга ресурсоснабжающей организации

24 ноября 2021

Перед автоматизацией сбытовой деятельности ресурсоснабжающая организация (РСО) всегда проходит определённые стадии. Заинтересованные сотрудники выбирают наиболее подходящее программное обеспечение, после чего выбирают подрядчика, с которым РСО и заключает договор на внедрение.
Выбирая информационную систему, будущие пользователи и ИТ-специалисты тщательно анализируют предложения на рынке, рассматривают функциональные возможности, сравнивают все плюсы и минусы решений. В нашей статье мы рассмотрим случай, когда заказчик выбрал программу «1С:Управление тепловодоканалом 2» (УТВ2).

Итак, программа выбрана. Давайте теперь подробно рассмотрим стадию «Выбор подрядчика», а точнее - «Выбор ИТ-подрядчика», который может качественно внедрить систему.
ИТ-компании, внедряющие программы на платформе 1С:Предприятие, можно условно разделить на 3 категории:
1. Местный франчайзи 1С. Это официальный партнёр фирмы «1С», который находится «под боком», то есть в одном населённом пункте с РСО.
2. Крупный интегратор. Большая организация, с сотнями и даже тысячами сотрудников, с филиалами в разных городах, с богатейшим портфолио по автоматизации различных предприятий.
3. Специализированная организация. Фирма, у которой внедрение биллинговых систем для РСО является ключевым направлением деятельности. Чаще всего это фирма-разработчик выбранной программы.

Как же выбрать подрядчика, на что обратить внимание, какие достоинства и недостатки могут быть в рассматриваемых категориях? Плюсы и минусы ИТ-компаний с точки зрения внедрения программы «1С:Управление тепловодоканалом 2» (УТВ2) приведены в таблице ниже.

 Категория   Плюсы   Минусы
Местный франчайзи 1С - Потенциально более качественная коммуникация за счёт близкого местонахождения
- Отсутствие разницы в часовых поясах
- Потенциально более низкая стоимость услуг за счёт отсутствия командировочных расходов
- Скорее всего отсутствует опыт и знания в области коммунального ресурсоснабжения
- Скорее всего некорректная оценка стоимости будущего проекта из-за отсутствия опыта внедрения УТВ2
Крупный интегратор - Большой опыт в автоматизации предприятия в целом, навыки ведения больших проектов
- Отсутствие разницы в часовых поясах при условии наличия офиса в населённом пункте, в котором находится РСО
- Скорее всего отсутствует опыт и знания в области коммунального ресурсоснабжения
- Скорее всего более дорогая стоимость услуг по сравнению с местным франчайзи
- Скорее всего некорректная оценка будущего проекта из-за отсутствия опыта внедрения УТВ2
Специализированная организация - Большой опыт в автоматизации ресурсоснабжения
- Наиболее глубокое понимание автоматизируемой предметной области
- Скорее всего более дорогая стоимость услуг по сравнению с местным франчайзи

Рассмотрим эти плюсы и минусы подробнее.

Географическое местоположение. Если организация находится с вами в одном городе, то взаимодействовать проще: в любой момент вы можете встретиться очно, для обмена бумажными документами не надо обращаться в курьерские службы, проще организовать неформальную встречу, если установились дружественные отношения.
Но в наш век информационных технологий удалённые коммуникации давно уже перестали быть проблемой. Телефонная связь, электронная почта, мессенджеры, видеоконференции, электронный документооборот с цифровой подписью – физическое расстояние давно перестало быть проблемой. Особенно все это прочувствовали и стали использовать последние пару лет в условиях эпидемиологических ограничений.

Опыт в ресурсоснабжении. Хороший опыт в автоматизации сбыта коммунальных ресурсов может быть у любой организации. И местная небольшая фирма, и крупный интегратор могут иметь какие-то компетенции в этой области. Необходимо просто сравнивать опыт конкретных организаций: примерно в каком количестве РСО они внедряли биллинговые системы, владеют ли терминологией в сфере ЖКХ, есть ли соответствующие законодательные знания. Но в любом случае, самый большой опыт будет у специализированной организации, ведь это их хлеб.

Стоимость услуг. Это самый популярный и значимый критерий для выбора ИТ-подрядчика. Поэтому про цены поговорим подробней.
В любом тендере (и во внутреннем, и организованном по федеральным законам) цена – самый главный критерий. Чем ниже цену предложит подрядчик, тем вероятнее, что его и выберут. Тут всё логично, всем всё понятно.
Однако, в тендере работают и неценовые критерии выбора, позволяющие сделать разумный выбор. Все понимают, что низкая цена часто создает серьезные риски для проекта, который может быть выполнен некачественно и не в срок.

Со стороны подрядчика есть две крупных причины, почему он может не качественно выполнить автоматизацию сбыта:

1) Подрядчик недостаточно разбирается в области ресурсоснабжения.
На расчёты объёмов коммунальных услуг влияют десятки факторов (десятки сценариеврасчёта):

  • показания индивидуального прибора учёта (ПУ);
  • неработоспособность ПУ в течение какого-то времени;
  • наличие одного ПУ на несколько помещений одновременно (с процентным распределением объёмов, распределением пропорционально нормативному расчёту и т. д.);
  • среднемесячный объём по показаниям ПУ;
  • наличие или отсутствие общедомового прибора учёта (ОДПУ) и его показания;
  • параллельное или последовательное подключение ПУ на одну и ту же услугу;
  • месячный норматив в многоквартирном доме (МКД);
  • перерыв в поставке коммунального ресурса;
  • количество пользователей ресурса в помещении;
  • часовая (договорная) нагрузка в нежилых помещениях;
  • площадь помещения и здания (дома) в целом;
  • температура наружного воздуха;
  • температура грунта;
  • длина трубопровода;
  • повышающий коэффициент (который в одних предприятиях применяется к сумме, в других – к тарифу);
  • процент водоотведения от объёмов водоснабжения (не всегда он равен 100%);
и многое другое;

Добавьте к этому нюансы в договорах с потребителями:

  • помещение одно, абонент один, договор один, а счёт-фактуры надо выставлять две (например, водоснабжение в одной счёт фактуре, а водоотведение в другой);
  • помещение одно, абонент один, а договора два. Соответственно будет две счёт-фактуры, например, горячее водоснабжение по одному договору, а отопление по другому договору;
  • помещений много, абонент один, договор один, выставлять надо одну счёт фактуру;
  • помещений много, абонент один, договор один, а выставлять счёт-фактуры (или счета на оплату) надо в разрезе домов. Тут речь идёт прежде всего об управляющих компаниях.
Если специалисты подрядчика всего этого не знают, они с этим не сталкивались, то и внедрение будет не качественным.

2) Подрядчик недостаточно разбирается во внедряемом программном продукте (УТВ2).
Безусловно надо хорошо знать систему, которую внедряешь на предприятии. Знает ли подрядчик:
  • Как настроить процентное распределение одного ПУ между несколькими абонентами?
  • Как настроить распределение объёмов тепловой энергии по одному ПУ одновременно на отопление и на тепло в ГВС?
  • Как одно и то же помещение указать в двух договорах одновременно (с разным составом услуг)?
  • Как настроить многопоточный расчёт, чтобы он занимал как можно меньше времени?
  • Как настроить расчёт ХВС на полив огорода?
  • Как настроить расчёт отопления в МКД с учётом неотапливаемой площади?
  • Как настроить корректный расчёт, когда есть один общий прибор учёта, замеряющий объёмы одновременно в 4 отдельных домах (из которых 2 МКД и 2 частных дома).

Все указанные примеры корректно отрабатываются штатным функционалом УТВ2. Однако, корректная настройка программы, обеспечивающая верный расчёт потребления услуг, - сложная задача. Что будет, если данные в программу введены неверно, специалисты сбыта знают очень хорошо. Недополученные деньги из-за заниженных расчётов, разбирательства с абонентами из-за завышенных расчётов, трата времени на корректировки, которых могло бы не быть. Экономия на стадии внедрения выливается в потери на стадии промышленной эксплуатации. Такие потери могут многократно превысить экономию на тендере.

К чему еще может привести ситуация, если подрядчик для внедрения выбран исключительно «по цене»?

Если внедренец недостаточно разбирается в предметной области или во внедряемой программе, то возникают и такие проблемы:
А) Затягиваются сроки внедрения.
Б) Увеличивается бюджет проекта. Дополнительные деньги тратятся на этапах «опытная эксплуатация» и «промышленная эксплуатация» на многократное исправление неверно введеных или перенесенных из исторических систем данных. Это увеличение ложиться либо на заказчика, либо на подрядчика, который начинает работать в убыток и теряет интерес к проекту.
В) Проект просто встаёт. Договор разрывается, автоматизированная система не внедрена, деньги растрачены впустую. Начинаются взаимные претензии и судебные споры с сопутствующими накладными расходами. В этом случае руководству РСО может грозить наказание за «неэффективное расходование государственных средств».

Когда подобное случается, встаёт закономерный вопрос: стоило ли выбирать более дешёвого подрядчика, если в результате дополнительные финансовые и трудовые затраты превысили сумму экономии на торгах?

Подведем итоги.
Чтобы внедрение программы «1С:Управление тепловодоканалом 2» прошло успешно, выбирайте ИТ-подрядчика, хорошо знающего программу и имеющего достаточный опыт внедрения. Не забудьте прописать соответствующие требования в тендерной документации, не ориентируйтесь только на цену. И тогда неважно, кого именно вы выберете — местного франчайзи, крупного интегратора или специализированную организацию — внедрение будет качественным и в срок.





Подписаться на рассылку: Рассылка на Новости по законодательству




Вернуться к списку