Казалось бы, что может быть проще расчетов теплопотребления объекта — нужно просто умножить разницу показаний прибора учета за период на тариф — и вот они, наши гигакалории. Но вряд ли с таким мнением согласятся сотрудники абонентских служб теплосетевых компаний. Нюансов у расчетов очень много, начиная с элементарного отсутствия прибора учета или его неисправности и заканчивая каскадным включением абонента в цепочку потребителей. Конечно, для опытных специалистов сложные расчеты - обычная практика, и они легко справляются с ними, особенно при наличии хорошей биллинговой программы (биллинг — выставление счетов, от английского «bill» - счет). Но бывают такие сложные и запутанные случаи расчёта, которые даже самого грамотного и компетентного специалиста могут поставить в тупик.
Практика расчетов
Самый идеальный случай, когда объект теплопотребления оприборен и показания добросовестно передаются в строго оговоренные договором сроки. Но на практике обязательно возникают сложные случаи и нештатные ситуации. Объекты «кочуют» из договора в договор, приборы учёта ломаются, сроки поверки проходят, переданные показания не проходят проверку на возможность их принятия к коммерческому учету. А если прибор учета находится в каскадном подключении с родительскими и подчинёнными счётчиками, то малейшая неточность расчета в одной точке влечёт искажения результатов по всей цепочке абонентов.
Во все тяжкие…
Попробуем смоделировать такой проблемный объект, в котором отразим различные сложные ситуации из практики. Пусть это будут два встроенных нежилых помещения в многоквартирном доме (МКД) — магазин и парикмахерская. Опишем ситуацию подробнее.
- Нежилые помещения имеют общую пристройку, потребление холодной воды в которой распределяется между двумя договорами пропорционально их основному потреблению ГВС;
- Прибор учёта на ГВС в магазине с 23 марта сняли на поверку;
- Парикмахерская 7-го марта перешла в договор с другим абонентом;
- В 9 утра 11-го марта из-за ремонта отключили горячую воду в МКД, а включили только 13-го в три часа дня;
- Произведён перерасчёт за прошлый месяц – нужно довыставить 5 Гкал по отоплению на МКД;
- В течении месяца из-за ремонта производился слив системы 3,5 м3, этот объём необходимо учесть при распределении расхода по общедомовому прибору учета (ОДПУ) и выставить на управляющую компанию «Уютный дом»;
- Начиная с 13 марта по отоплению необходимо применять новый тариф.
7 бед – один ответ!
Для решения перечисленных выше проблем мы будем использовать программный продукт «1С:Управление теплосетью 2», разработанный компанией «Софт-портал проект» совместно с фирмой «1С» (далее УТ2). Данная программа в настоящий момент уже используется в ряде теплоснабжающих предприятий и помогает успешно решать повседневные задачи отделов сбыта.
1. Рассмотрим случай с общей пристройкой двух помещений. Нежилые помещения имеют общую пристройку, потребление холодной воды в которой нужно распределить между помещениями двух договоров пропорционально потреблению воды на ГВС в этих помещениях. Общая пристройка находится в списке помещений (объектов расчета) в многоквартирном жилом доме:
Рисунок 1. МКД с общей пристройкой
В договорах совладельцев в списке объектов расчета это помещение будет помечено признаком «Общий»:
Рисунок 2. Общий объект в договоре
В УТ2 для отражения факта деления потребления одного объекта на несколько договоров предусмотрен документ «Соглашение о распределении потребления между договорами». Документ имеет тонкую настройку распределения с указанием распределяемой услуги «Холодная вода», а также алгоритма распределения «Пропорционально потреблению» услуги «Вода на ГВС» в основных объектах договоров, указанных в табличной части:
Рисунок 3. Соглашение о распределении
После выполнения расчёта мы увидим, что потребление холодной воды по общей пристройке попало в расчёты для обоих договоров:
Рисунок 4. Отчёт о потреблении
2. Рассмотрим случай «Прибор учёта на ГВС в магазине с 23 марта сняли на поверку». Приборы — вещь нужная, они здорово помогают упростить расчёты. Однако, есть у них несколько слабых мест, и одно из них – необходимость поверки. Окончание срока поверки часто становится неожиданностью как для исполнителя коммунальных услуг, так и для абонента. Но для последнего такая нерасторопность может обойтись в несколько сотен тысяч рублей. В данном случае владелец магазина успел, и в последний день перед окончанием срока сдал счётчик на поверку. Согласно подпункту «а» пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление правительства № 354), задача отдела сбыта – рассчитать потребление по среднему за время проведения поверки. В программе УТ2 перерывы в работе приборов учёта отражаются прямо в документе ввода показаний: указываем текущие показания, а также время бездействия – система автоматически производит расчёт времени наработки и досчитывает потребление по среднему на время бездействия.
Рисунок 5. Время наработки и бездействия
В подвале документа система дополнительно сообщает об истечении срока поверки.
Сам же факт поверки отражается актом с указанием текущих показаний и даты следующей поверки:
Рисунок 6. Акт поверки
3. Однако меняются не только параметры объектов теплопотребления, но и их принадлежность к договорам на оказание услуг. С нашей парикмахерской как раз произошла такая история. В канун восьмого марта гражданка Иванова решила избавиться от парикмахерской и переоформила её на гражданина Петрова. В списке договоров создаём последовательно два дополнительных соглашения: в первом исключаем парикмахерскую из договора Ивановой:
Рисунок 7. Доп. соглашение на исключение объекта
Во втором - включаем объект расчёта в договор Петрова:
Рисунок 8. Доп. соглашение на добавление объекта
При последующем расчёте потребления отчёт покажет, что объект «Парикмахерская» по 6-ое марта включительно был в старом договоре, а начиная с 7-го перешёл в новый:
Рисунок 9. Расчёт перенесённого объекта
4. «В 9 утра 11-го марта из-за ремонта отключили горячую воду, а включили только 13-го в три часа дня». Отключение горячей воды в летнее время – дело для нас обычное, а вот как его правильно учесть в расчётах – зависит от масштаба отключения. В программе УТ2, чтобы отразить отключение, например, котельной, достаточно отключить специально для этого добавленный объект соединения. Принципиально важно на этапе переноса данных предусмотреть все возможные отключения по группам объектов и правильно расставить объекты соединений по структуре сети. Если упустить эту, казалось бы, мелочь, дальше расчётчикам придётся вручную отключать каждый объект, что никак нельзя назвать автоматизацией. В нашем же случае отключается одно здание. Документ «Изменение состояния объекта сети» хранит информацию об объекте или объектах, а также о датах и характере изменения:
Рисунок 10. Отключение объекта
Причём изменения, как начальное, так и конечное – отражаются с точностью до часа:
Рисунок 11. Отражение отключения с точностью до часа
В итоге, расчёт потребления данную услугу не считает в период отключения:
Рисунок 12. Расчёт объекта на время отключения
5. Перерасчёты в теплосетях – обычная практика, эта операция производится чуть ли не ежедневно. Значит, механизм перерасчетов в программе обязан быть отлаженным и гибким. В нашем примере произошёл такой казус – обходчик ошибся и занизил показания прибора на МКД на 5 ГКал. Суть любого перерасчёта сводится к изменению в исходных данных, проведении перерасчёта и выставлении разницы между уже предъявленной и перерасчитанной платой. То есть перед проведением перерасчётов нужно внести изменения в ошибочно внесённые показания, далее производим, собственно, перерасчёт. В документе «Перерасчёт потребления услуг» указываем объекты перерасчёта, перерасчитываемый период, а также период, в котором будет учтен перерасчёт
Рисунок 13. Перерасчёт потребления
После проведения расчёта мы можем отследить перерасчитанный объём по отоплению в отчёте:
Рисунок 14. Результат перерасчёта
6. Уже описанный случай отключения горячей воды отражён в программе не полностью, ведь во время ремонта сливали воду из всей системы горячего водоснабжения дома. Для того, чтобы вручную изменить начисления в УТ2 предусмотрен документ «Регистрация корректировки потребления услуг». Этот документ позволяет добавить или отнять от результата расчёта некоторый объём. Укажем значение объёма слива, а также объект, на договор с которым будем выставлять этот объём:
Рисунок 15. Корректировка потребления
При расчёте этот документ прибавит управляющей компании сумму начисления на стоимость 3,5 м3. Это мы сможем легко отследить по алгоритму расчёта «Учёт по актам»:
Рисунок 16. Результат расчёта с корректировкой
7. «Начиная с 13 марта по отоплению необходимо применять новый тариф». И хотя смена тарифов в последние несколько лет происходит строго по приказу и строго с первого января и первого июля, случаи изменения тарифов в середине месяца всё ещё встречаются. Отразить данный факт не трудно – нужно просто добавить запись об изменении тарифа с указанием даты начала действия нового тарифа. В нашем случае исполнитель коммунальных услуг решил с 13 марта начать применять новый тариф:
Рисунок 17. Запись об изменении тарифа
В документе реализации за март мы видим, как и когда менялся тариф:
Рисунок 18. Результат перерасчёта в реализации
Передовой инструмент, требующий умелого обращения
Итак, программа справилась со всеми сложностями, и смогла объяснить, благодаря отчетности, что и как получилось. Невозможно представить, что такую сложную комбинацию нештатных ситуаций можно удержать в голове и высчитать вручную или с помощью Excel! А ведь именно так зачастую и происходит.
Мы же рекомендуем собрать все проблемные случаи, сгруппировать их и разработать решение для каждой группы проблем. После этого останется внести настройки в вашу специализированную программу для всех аналогичных случаев. А ещё лучше, если такую настройку создадут и применят эксперты, изо дня в день занимающиеся именно этим.
Специалисты компании, создатели программы «1С:Управление теплосетью 2», всегда готовы оказать поддержку в освоении и применении программного продукта. Обучение пользователей, настройки программы и ее доработка должны быть индивидуальными, потому что каждая ресурсоснабжающая организация имеет свои нюансы в работе.